Из глубины столетий

Рецензия на книгу Игоря Яковлевича Фроянова «Древняя Русь IX–XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть»

Фундаментальный труд именитого исследователя посвящен четырем столетиям отечественной истории. Открывает книгу глава «Отражение жизни восточных славян в былинном эпосе», в которой рассказывается, как переход от охотничьего образа жизни к земледельческому отразился в народном сознании и был зафиксирован в устном творчестве. В былине о Вольге и Микуле описывается, как побежден был Вольга — «чудесный охотник и устроитель охоты, воплощавший охотничий уклад, господствовавший некогда в хозяйстве славян».

Немало страниц посвящено событиям, сопровождавшим Крещение Руси. Помимо анализа княжеских междоусобиц и народных волнений (в том числе и восстания волхвов в Суздале в 1024 году), автор объясняет, почему в отдельных областях возникли конфликты при крещении. В Господине Великом Новгороде до событий 989 года существовали и Преображенская церковь, и местная христианская община. Почему же тогда возник конфликт при крещении этого города? Причиной было не неприятие христианского вероучения, а то, что крещение осуществлялось по воле великого князя Киевского и поэтому могло служить укреплению его господства, что было нежелательным для новгородцев. «Способы воздействия на язычников при обращении в христианство, идущее из Киева, наглядно демонстрирует “Сказание о построении города Яро­славля”. До возникновения города на его месте располагалось селище, именуемое Медвежий Угол, в котором жили люди “поганыя веры — языцы, зли суще”. Они поклонялись Волосу, пока сюда не прибыл князь Ярослав Владимирович “с сильною и великою ратью”. Ярослав взялся за дело, повелев дружине своей “устрашити и разгнати шатание сих беззаконных... И дружина князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасо скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же князя и сам Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих”».

О том, что сыновья Владимира действовали как рьяные проводники Христовой веры, свидетельствуют народные предания. По одному из них, первым просветителем Ростовской земли являлся благоверный князь Борис Владимирович, который, «благочестиво властвуя, обращал неверных к святой вере». Вместе с ним не покладая рук трудились и епископы. «Картину народных волнений, вызванных религиозно-идеологическими и бытовыми мотивами, запечатлело “Житие Авраамия Смоленского”, написанное монахом Ефремом, учеником святого старца, приблизительно около середины XIII века. К сожалению, подлинник “Жития” не сохранился. Оно представлено в списках и переделках позднейших, XVI–XVII веков. Писцы заметно испортили произведение своими пропусками, сокращениями и прибавками. Тем не менее и в этом виде “Житие” является ценным историческим источником.

Слово “разграбление” в древнерусском языке, будучи более емким по содержанию, чем “ограбление”, нередко означало публичное действие, направленное против каждого, кто наносил тот или иной вред общине и ее членам, то есть кару за содеянное в ущерб обществу и индивиду...»

Еще одна центральная тема книги — это изменение статуса княжеской власти — князья-родовладыки постепенно стали властителями огромных межплеменных союзов, порвав с прежними родовыми обычаями. Неразрывно с этой темой связано исследование поэтики героических былин, которое обнаруживает два композиционных типа былевых песен. Один из них может быть назван «типом случайных дорожных встреч и приключений, а другой — поездки с поручением князя или похода. Былины композиционного типа случайных дорожных встреч и приключений исторически самые ранние».

В книге подробно рассказывается об Уставе Великого Князя Владимира Мономаха, который, укрощая произвол ростовщиков, отменял также застарелые долги. В одной из глав проводятся исторические параллели между законотворческой деятельностью Мономаха и царицы Тамар (освободившей после восшествия на престол должников от долга) и первым архонтом Афин Солоном, осуществившим разовое сложение долгов. Помимо этого, в издании подробно освещаются деятельность Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и других князей, специфика народных движений в различных областях России и социально-экономические проблемы отдельных княжеств.

Завершают книгу хронология, предметный и географический указатели. Несомненным украшением стали и форзацы с изображением карт Руси IX–X и XIII веков. Прекрасный подарок студентам и преподавателям гуманитарных вузов, а также всем, кто любит и познает отечественную историю.

Алекс Громов.

Опуликовано в журнале «Москва».

 

 



 

ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Фонд Святого Василия Великого
Вы 229 / 81 / 13 посетитель