Рецензия на книгу «Исторические рассказы и анекдоты из жизни Русских Государей и замечательных людей»
АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ ГОСУДАРЕЙ
Русский издательский центр выпустил увлекательную книгу – «Исторические рассказы и анекдоты из жизни Русских Государей и замечательных людей». Эпоха с которой мы знакомимся - XVIII-XIX столетия.
Что такое анекдот? Мы привыкли, что это простенькая народная форма юмора, порой непристойная или даже скабрезная. А между тем в переводе с греческого это слово обозначает "неизданное" и в древности служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Со временем анекдотами стали называть рассказы о выдающихся исторических деятелях, знаменитостях, и их необычных поступках. В это недавно вышедшее издание вошли редко встречающиеся истории из шести сборников, опубликованных в позапрошлом веке, снабженных обстоятельным предисловием, рассказывающим о возникновении исторического анекдота в России, первые сборники которого появились во времена Петра I, ставшего одним из самых популярных персонажей народного фольклора.
Многие из этих анекдотов связаны с Москвой и жившими в нем людьми. Так среди упоминаемых в книге персонажей – просветитель Николай Новиков, издававший газету «Московские новости» и журнал «Московское ежемесячное издание», организатор в Москве библиотеки-читальни; директор московских театров (в 1831-1842 годах), а после – директор Оружейной палаты, популярный исторический писатель Михаил Загоскин; выдающийся проповедник митрополит Московский и Коломенский (1787-1811 года) Платон; граф Иван Салтыков, генерал-фельдмаршал, назначенный в 1797 году Московским военным губернатором; Петр Обольянинов, генерал-прокурор, один из приближенных императора Павла I, в 1819-1828 годах являвшийся Московским губернаторским предводителем дворянства; предприниматель и меценат Прокофий Демидов, создатель московского Нескучного сада.
Немало в книге занимательных и поучительных историй, связанных как с историей московских улиц, так и их жителей, прославленных или в наше время незаслуженно позабытых. Вот одна из них.
«На Мясницкой улице, где нынче дом Барышникова, жил дьяк Анисим Щукин, которого Петр I удостаивал доверенности. Женясь на богатой и достойной невесте, он возгордился перед родственниками, а отцу, бывшему в крайней бедности, начал оказывать презрение, и в день Сошествия Святого Духа, развеличавшись, приказал слугам своим гнать со двора. Бедный старик в рубище, идя по Мясницкой, рассуждал в слезах о причиненной сыном обиде и не заметил Государя, ехавшего в одноколке. Петр, остановив его, узнал все подробности и приказал ему стать на запятках. По приезде в дом Щукина, поставил старика за дверью в сенях, а сам, войдя в горницу, полюбопытствовал расспросить хозяина, посещением обрадованного, о его родственниках, когда же Щукин объявил, что никого из них не помнит и что отец давно умер, то Царь, выведя старика, обличил непокорного сына, в наказанье повелел ему на месте обветшалой иностранной кирки выстроить свои иждивением церковь что нынче Никола на Мясницкой во имя Сошествия Святого Духа, в тот день празднуемого, и при этом сказал:
- Сошествием Святого Духа будешь направлен на путь истинный».
Вторая история еще более занимательная
«Несколько стрельцов и два их офицера, Циклер и Соковнин, составили заговор с целью убить Петра I, когда он еще жил в Москве. Для исполнения своего замысла они сговорились зажечь два смежных дома в Москве, и как Государь являлся на всякий пожар, то было решено убить его в это время. Назначили день. В определенное время все заговорщики собрались в доме Соковнина. Но два стрельца-заговорщика, почуяв боязнь и угрызения совести, отравились в Преображенское, где обыкновенно жил Петр Великий и открыли Государю заговор, который намеревались исполнить в тот же день в полночь.
Петр Великий велел задержать доносителей и тотчас же написал записку капитану Преображенского полка Ляпунову, в которой приказал ему тайно собрать всю свою роту, в 11 часов ночи окружить дом Соковнина и захватить всех, кого он там найдет. Вечером Государь, воображая, что назначил капитану в 10 часов, сам в одиннадцатом часу в одноколке, с одним только денщиком, поехал к дому Соковнина, куда и прибыл в половине одиннадцатого. С неустрашимостью вошел он в комнату, где сидели заговорщики, и сказал им, что, проезжая мимо и увидев в окнах свет, он подумал, что у хозяина гости, и решился зайти, выпить чего-нибудь с ними. Он сидел уже довольно долго, внутренне досадуя на капитана, который не исполнил его повеления.
Наконец Государь услышал, что один стрелец сказал на ухо Соковнину: «Не пора ли, брат?» Соковнин, не желая, чтобы Государь узнал об их заговоре, отвечал: «Нет, еще рано». – Едва он произнес эти слова, как Петр вскочил со стула и, ударив Соковнина кулаком в лицо так, что тот упал, воскликнул: «Если тебе не пора еще, мошенник, так мне пора! Возьмите, вяжите их!» - В эту самую минуту, ровно в 11 часов, капитан Ляпунов вошел со своей ротой».
Но помимо патриотических и нравоучительных, случались и курьезные истории.
«В 1847 году последовало учреждение губернских и уездных ловчих. Около Москвы появилось множество волков, забегавших иногда в улицы столицы. Генерал князь Щербаков, известный своей храбростью и, к сожалению, простотой, бывший в то время тамошним генерал-губернатором, донес об этом Государю Николаю I, испрашивая дозволения «учредить облавы для уничтожения волков, или, по крайней мере, для прогнания их в другие смежные губернии». Его величество, получив это оригинальное донесение, рассмеялся и сказал: «Так, пожалуй, он проходит волков в Петербург», - и приказал учредить должности ловчих для истребления зверей».
Виктор Гладков
Алекс Громов
3 марта 2012 года, № 28 "Тверская 13". Газета в формате pdf.