«Сильный, державный. Жизнь и царствование Александра III» Ивана Дронова
«Земля Русская, видно, не разучилась еще тогда рождать богатырей, – и он родился, наконец, этот истинно русский Государь, – на радость верноподданным, на страх супостатам…»
И.Е. Дронов «Сильный, державный. Жизнь и царствование Александра III»
Вышла в свет книга кандидата исторических наук Ивана Евгеньевича Дронова, рассказывающая о жизни и правлении Императора Александра III, под издательством «Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого».
Этот труд, по оценкам читателей, является лучшим исследованием, посвященным личности Царя-Миротворца. Автор обстоятельно, шаг за шагом погружает нас в атмосферу жизни Царской России середины-конца XIX столетия. Он последовательно рассказывает о детстве и юности Александра Александровича, которому, будучи вторым сыном Императора Александра II, Божьей волей пришлось занять Царский престол после трагической смерти брата и отца. Читатель получает полное описание становления личности будущего Государя, первым объявившим: «Россия – для русских и по-русски». Узнает о выдающемся периоде Царствования Александра III, принявшего страну в критический для нее момент, когда та находилась на пороге принятия Конституции, и кознями либералов пошатнулся авторитет Царской власти. О том, как новый Император, сумел обуздать стремления под видом «благих» реформ свергнуть монархию, расправился с казнокрадством и поднял Россию с колен, сделав ее могущественной и независимой державой.
Важно понимать, что величие, сила, державность политики Александра III – это итог сложного жизненного пути, на который тот встал с момента рождения. Днем тезоименитства маленького Саши являлся день памяти Святого Благоверного Александра Невского. С тех пор Святой Князь стал небесным покровителем будущего Императора, о чём не раз напоминает автор.
Примером для подражания Александру III был его дед – Император Николай Павлович, который обладал неукоснительной набожностью и на всю жизнь привил внуку любовь к Богу и Церкви, искреннюю преданность Православной вере, глубокое христианское смирение, благочестие и нравственную чистоту. Эти чувства наравне с самозабвенной любовью к своей стране взращивали в тогда еще не являвшемся наследником престола Александре Александровиче его учителя Иван Снегирев и Михаил Погодин – историки-профессионалы, влюблённые в русскую старину. Благодаря им тот обозначил для себя основополагающие ценности: Бог, Родина, честь и заветы предков. Немаловажную роль в формировании внутреннего «я» будущего Императора сыграли герои-патриоты романов Загоскина и Лажечникова, пропитанные национально-государственным сознанием. Уже тогда он пришёл к мысли, что евреи и поляки не приведут Россию ни к чему хорошему, что полагаться можно только на простого русского человека. Недаром по восшествии на престол Александр III говорил: «Я искренно желаю заслужить имя Царя крестьян». И он добился этого радением за судьбу своего народа, который являлся неотъемлемой частью родной страны.
«Меня могут осуждать, критиковать, но двух вещей про меня не могут сказать: чтобы я искал популярности и чтобы я не любил Россию и русский народ; за популярность я пятачка не дал бы, а любви к России – худо или хорошо, не мне судить – я отдаю всю мою жизнь…», - говорил Царь-Миротворец.
Еще в детстве Александр вместе со своими братьями путешествовал по России. Особое место в этих поездках занимали посещения храмов и монастырей, ставшие для него общением с живой историей Отечества и живой святыней. Больше всего он любил Москву, которую позже станет называть храмом России, а Кремль – ее алтарем. Так мог говорить только православный человек, всей душой любящий свою страну, осознающий ее значение и величие, а также духовную связь с её народом.
Огромное значение на становление личности будущего Императора оказали Князь Владимир Петрович Мещерский и Константин Петрович Победоносцев, которые из наставников превратились в верных соратников в период Царствования Александра III. Первый неустанно говорил о необходимости учиться познавать Россию, потребности народа, ездить и ездить по ней, что и положило «национальную политику» в основу программы будущего правления. А Победоносцев не раз практически в одиночку отстаивал на государственном уровне интересы России, фундаментом которой он видел Православие и Самодержавие, чему и научил будущего Императора.
«Все лучшие, наиболее духовно одаренные люди России как будто вложились в него лучшей частью себя, самой русской, самой светлой своею частью, - и все это лучшее, русское, слилось в нём и дало плод добрый», - говорит автор.
Одна из глав книги Ивана Дронова посвящена отношениям Александра и его старшего брата – цесаревича Николая, которому так и не суждено было взойти на престол из-за болезни, так рано оборвавшей его жизнь. Дорогой Никса (так называл его брат) был самым близким и любимым человеком для Саши. С ним тот мог делиться своими сокровенными переживаниями. Именно поэтому потеря дорогого друга стала невосполнимой утратой для будущего Императора. Ведь после его смерти на плечи Александра тяжелым грузом легла, как ему казалось, непосильная ноша предстоящего Царствования. А вместе с ней будущему правителю досталась и невеста брата – датская принцесса Дагмар, впоследствии ставшая верной и любимой женой Александру III Императрицей Марией Фёдоровной.
Александр III был прозван Миротворцем, так как он стал единственным из русских Царей, за чей период правления (а это 13 лет) Россия не вела ни одной войны. Однако сам Александр Александрович в свою бытность наследником престола испытал все ужасы кровавого противостояния. Он лично стоял во главе Рущукского отряда, который героически на протяжении многих месяцев сдерживал силы неприятеля в Русско-Турецкой войне, дорого обошедшейся нашей стране. Цесаревич оказался свидетелем многих неудач русской армии, вызванных бездарностью военачальников, неоправданных потерь солдат и бессмысленности затяжных боевых действий. Ему пришлось наблюдать за напрасным пролитием «дорогой русской крови», в то время как в основе его руководящего стиля лежали сбережение солдата, стремление достичь победы минимальной ценой, а также ревностная забота об обеспечении войск всем необходимым. Горьким разочарованием не только для Александра III, но и для всей страны стало подписание мирного договора, на котором отечественные дипломаты не сумели отстоять права своего Государства. Все в один голос твердили, что выиграв войну, Россия проиграла мир. После этого будущий Император усвоил для себя несколько основных правил: нельзя доверять Западу и всячески нужно утверждать независимость своей страны, а также полагаться только на свои силы.
Непростые отношения складывались у наследника с его отцом Александром II. Сын всегда с уважением относился к тому, но считал свободы, введенные Государем, чрезмерными и опасными, о чем не раз предупреждал Императора. Однако последний крайне редко вставал на сторону цесаревича и предпочитал слушать своих министров, насквозь пропитанных либеральным духом и мечтающим о введении Конституции. Итогом заигрывания с либерализмом стало убийство Императора, после которого Александр III ещё больше укрепился во мнении, что излишние свободы чреваты непоправимыми последствиями, и что могущество России только в её единстве. Поэтому первым его шагом после вступления на престол стал Манифест, утвердивший незыблемость основ Русского Государства и провозгласивший создание в России «Империи Правды».
С той поры новый Самодержец принялся за огромный труд, последовательно идя к намеченной цели. Практически на все государственные должности он назначил новых людей, которые готовы были служить Царю и Отечеству, а не собственным корыстным целям. И вместе с ними ему удалось сделать практически невозможное – возродить страну, погрязшую в долгах и идеологической зависимости от Запада. Александр III ввел временные правила печати, перекрывшие кислород подрывной прессе, продолжил дело своего отца, отменившего крепостное право. По праву называясь «Царем крестьян», он освободил тех от непосильного налогового бремени, восстановил в правах русское дворянство, тем самым положив начало подъёму хозяйственно-экономической жизни в стране. Воспрянувшие духом при Александре II либералы, вынуждены были снова уйти в подполье после заявленного вступившим на престол Императором курса. Опасные революционные настроения, умело внедряемые в университетскую среду, были задавлены новым уставом. А после крушения Царского поезда, когда Александр III лично помогал раненым, он заслужил их уважение и доверие. Любовью и верой в Царя, в державу ему удалось объединить разные слои общества, и Россия начала подниматься в виде громадной национальной силы.
Получив разоренную войной с находящимися у власти евреями страну, Царь понимал, что величие Государства и уважение к нему можно восстановить, только сделав его независимым. Основной задачей Император ставил перед собой увеличение доходов казны и благосостояния каждого своего подданного. Он встал на борьбу с коррупцией, запретив чиновникам высших рангов заниматься коммерческой деятельностью, обязал отчитываться банкиров о состоянии дел, наделил правами рабочих фабрик и заводов. Повсюду начали открываться церковно-приходские школы.
Александр III для преодоления бюджетного дефицита стал выпускать новые деньги, принялся за национализацию железных дорог и заводов, строительство флота, находящегося в ужаснейшем состоянии, стимулирование отечественного производства за счет увеличения таможенных пошлин. Во время его Царствования произошло полное перевооружение армии, был возрожден Черноморский флот, восстановлена крепость «Севастополь», что многие восприняли как символ возрождения России. Государь всегда знал, что сила страны в ее боевой мощи, поэтому не уставал повторять одну фразу: «Во всем свете у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Было положено начало строительству великой Транссибирской железнодорожной магистрали, призванной соединить европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. К концу его Царствования Россия занимала первое место в мире по добыче нефти, имела третий по величине флот.
Александр III боролся со всеми разрушителями русской государственности и русского национального духа. Еще беседы с одним из учителей Сергеем Михайловичем Соловьевым открыли ему внутренний смысл русской истории и значение борьбы государства с противоязычными и противогосударственными силами, а таковыми, несомненно, являлись евреи и поляки, национально и религиозно несовместимые с русской православной традицией. Национальная политика Государя была направлена на освобождение русских от засилия и материального гнета евреев. Он вернул последних в «черту оседлости», положил конец основным промыслам представителей этой нации, ввел государственную монополию на производство спирта и продажу алкоголя. Взялся Александр III и за обрусение прибалтийских провинций, введя во всех учебных заведениях русский язык и назначив русских губернаторов. За 13 лет его Царствования Православие добровольно приняли 37,5 тысячи лютеран.
«Никакой другой политики не может быть у нас, как чисто русская, национальная…», - говорил Император.
У Александра III было еще множество грандиозных планов по укреплению Государства, однако жизнь его внезапно оборвалась в 49 лет. Иван Дронов говорит о том, что смерть Царя хоть и была естественной – от болезни почек, однако слишком много вопросов скопилось вокруг нее. Автор на основе проведенных медицинских экспертиз обстоятельно рассказывает о том, что такой крепкий, буквально пышущий здоровьем человек, «богатырь», как его многие называли, не мог умереть от неопасной болезни. Доказано, что недуг действительно не угрожал жизни Государя и при правильном лечении тот прожил бы еще немало лет. Однако ему намеренно был поставлен ошибочный диагноз, а затем проведено убийственное лечение. То есть имело место врачебное преступление.
После смерти Александра III Россия вступит в трудную и кровавую эпоху. Управлять ей будет Император Николай Александрович, 23-летнее Царствование которого выдастся крайне тяжелым на фоне двух войн, переустройства мира и страны, и итогом его станет клятвопреступный бунт, лишивший жизни Царя и членов его Семьи.
В книге Дронова представлены две главы из книг историков Петра Мальтатули и Юлии Кудриной. Последняя рассказывает о христианской вере в Царской Семье. Александр III, и его сын – Николай II свято верили, что Царская власть дана Божией милостью. Глава из труда Петра Мальтатули повествует о личности Царя-страстотерпца, его мировоззрении и «духовном начале, которое направляло все начинания и поступки Государя».
В своем исследовании автор намеренно отказался от критики своего героя – Императора Александра III, но при этом, отчасти несознательно, умалил заслуги других Самодержцев, не менее того сделавших для России, о чем рассказывается в послесловии издателя Василия Бойко-Великого.
Масштабное исследование кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Гуманитарно-педагогического факультета Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К. А. Тимирязева Ивана Евгеньевича Дронова поражает насыщенностью и объемностью образов, ярким и простым в изложении языком повествования. Издание дополнено тремя блоками редких глянцевых фотографий, на которых изображены члены Царской Семьи, государственные деятели и деятели культуры. Книга будет интересна не только знатокам и исследователям, но и просто ценителям истории нашего Государства.
Тамара Дудина