В Москве прошла пресс-конференция, посвященная Дню православной книги

14 марта в России будет отмечаться День православной книги. Традиция эта возникла по инициативе Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, а приурочен праздник к памятной дате: именно 14 марта (по старому стилю – 1 марта) 1564 года на Руси была издана первая печатная книга Ивана Федорова «Апостол». С 2010 года мероприятия по случаю этого праздника проводятся во всех епархиях Русской Православной Церкви. О значении книги в жизни человека, о взаимосвязи русской литературы и православия и о мероприятиях, которые пройдут в России по случаю Дня православной книги говорили: председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Константин Блаженов, и.о. ректора Литературного института им. А.М. Горького, писатель Алексей Варламов.

Митрополит Климент:

– Этот год для нас особенный и необычный. Во-первых, он объявлен годом литературы. Во-вторых, исполняется 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира, который, приняв христианство, определил всю историю Руси. Это решение коренным образом изменило культурный образ, жизнь и мышление русского человека. Также в этом году мы отмечаем 70-летие победы в Великой Отечественной войне. И здесь очень важное значение имеет литература, которую мы читаем, которую наше молодое поколение берет в руки. День православной книги, день первой печатной книги установлен по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, решению Священного Синода и он очень важен для нас по той причине, что книга дает человеку абсолютно все, прежде всего, толчок для развития, мышления. Ведь каждый ребенок, начиная познавать этот мир, берет книгу, пусть еще не умея читать, а просто для того, чтобы рассмотреть рисунки. Поэтому для нас важно, чтобы книга, которая попадает в руки ребенка и вообще любого человека, была доброй и хорошей, развивала правильное понимание жизни.

Редкие дети сегодня приходят к родителям с тем, чтобы узнать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Они стараются сами найти ответы на этот вопрос, и, к сожалению, нередко этот путь искательства оказывается неправильным, особенно если искать его в интернете. Помочь сделать правильный выбор должна именно православная книга, к которым я причисляю широкий круг книг: это Священное писание, богословская и катехизическая литература, историческая и наша классическая художественная литература, потому что она вышла из православия, она проникнута православием. В каждом произведении литературы «золотого века» можно найти богоискательство, искание добра, ответа на вопрос «как правильно жить человеку?». Пушкин, Чехов, Гоголь, Достоевский, затем и писатели советской эпохи, все они обращались к теме нравственности, стремились сохранить то доброе, что было в нашем народе. День православной книги направлен на то, чтобы помочь людям в жизни найти хорошие книги. В рамках этого праздника в разных епархиях будет проводиться множество мероприятий, и в России, и в дальнем зарубежье.

Одно из главных мероприятий пройдет 12 марта в Зале церковных соборов, где Святейший Патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин встретятся с молодежью. 14 марта пройдет брейн-ринг в МИФИ – встреча православной молодежи и студентов, это мероприятие уже стало традиционным в Москве, на нем будет обсуждаться значение книги и чтения в жизни человека. Также в эти дни пройдут различные лекции и встречи с писателями, презентации книг. Первый раз в рамках этого праздника священнослужители совершат дальнюю поездку в регионы с выставкой «Радость слова». В марте она пройдет в Хабаровске, а в апреле – в Южно-Сахалинске.

Константин Блаженов:

– В образовательных и культурных учреждениях пройдут различные мероприятия, приуроченные ко Дню православной книги, потому что православная культура неотъемлема от российской культуры. Какой бы вопрос в нашей истории и литературе мы не затронули, обязательно найдем параллели с православной культурой. Московское правительство делает очень многое для того, чтобы сохранить традицию русской книги. Существует специальная издательская программа, направленная на выпуск большого количества некоммерческой литературы: краеведческой, рассказывающей об истории Москвы и ее памятниках, каждый год издается классическая художественная литература. Сегодня, 11 марта, состоится презентации очередных томов Православной энциклопедии, которая издается уже много лет, впервые за всю историю Российского государства. Как бы ни развивались современные средства коммуникации, книга все равно не исчезнет, не умрет. Она всегда будет занимать самое важное место в жизни человека.

Алексей Варламов:

– Русская литература в ХХ веке, в условиях атеистического государственного режима, оставалась лучшей русской литературой и глубоко православной. Замечу, институт имени Горького был единственным высшим учебным заведением в стране, где в советские годы не преподавался научный атеизм. Настолько казалось невозможным соединить русскую литературу, подлинный русский дух, высокий, христианский с научным атеизмом. В Литературном институте никогда не была под запретом Библия, Евангелие, об этих книгах продолжали рассказывать студентам. Не случайно из нашего института вышли не только профессиональные писатели, поэты, драматурги и переводчики, но и профессиональные священники. Достаточно вспомнить отца Владимира Вигилянского, который является настоятелем храма святой мученицы Татианы, он учился в Литературном институте им. Горького. А его супруга, матушка Олеся Николаева стала лауреатом Патриаршей литературной премии имени святого Кирилла и Мефодия. Сейчас она преподает в нашем институте и является тем самым писателем, который делает современную православную книгу. Хотелось бы заметить еще одну важную вещь, характерную в целом для литературного процесса. Переиначивая или перефразируя слова Тертуллиана о том, что душа по натуре является христианкой, скажу, что и русская литература по натуре – тоже христианка. Церковный дух, которого я был лишен в советские годы, будучи ребенком, я перенимал через русскую литературу, через «Капитанскую дочку» Пушкина или другие произведения. Фрагмент из Евангелия я впервые прочитал в романе Достоевского «Преступление и наказание», вместе с Соней Мармеладовой, которая читала Раскольникову про воскрешение Лазаря. Сегодня мне очень важно, что происходит диалог между Церковью и литературой, который является одной из самых существенных граней русской литературы и русской культуры в целом. Сегодня говорят, что количество читающих людей в России сокращается, несмотря на усилия, которые предпринимает правительство в плане пропаганды чтения и высокой литературы. Но замечу, среди людей воцерковленных это не так. Эти люди продолжают читать, причем, не только религиозные книги, но и литературу классическую, современную. Нынешние писатели не могут не учитывать этот фактор, потому что через такие каналы они могут выйти к своему читателю. Сегодня русские авторы все больше пишут о церкви, о пути к Богу, вообще на православную тему.

 

К празднованию Дня православной книги приурочено подведение итогов детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Конкурс стартовал в начале сентября прошлого года, а в дни весенних каникул состоится его финальный этап. Жюри, состоящее из профессиональных литераторов, выбрало 35 лучших литературных произведений, которые будут претендовать на победу, а всего на конкурс поступило 1364 произведений от участников из 58 регионов, в том числе из Белоруссии, Украины, Казахстана. Конкурс проходит по трем возрастным группам, и в финальной части участники встретятся в очном соревновании – напишут экспромт-сочинение, продемонстрировав свои таланты. Финалисты конкурса встретятся с писателями-лауреатами патриаршей литературной премии, также их примет Святейший Патриарх Кирилл, вручит дипломы и памятные подарки. По словам митрополита Климента, сам он не мог оторваться от чтения конкурсных работ – так интересно пишут молодые люди:

– Они по-своему видят жизнь, оценивают проблемы, по-особенному описывают историю православия. И главное, что они чувствуют: Россия – православная страна, и именно здесь их родина. Мы решаем вопрос о том, чтобы лучшие работы издать отдельным сборником. Детям нравится писать, и мы, взрослые, должны дать возможность познакомить читателей не только с авторами прошлого, но и с молодыми, современными писателями.

Состояние современной русской литературы, естественно, зависит от качества образования. В этой связи Алексей Варламов посетовал на снижение роли гуманитарных дисциплин в средних и высших учебных заведениях. По его мнению, введение ЕГЭ могло хорошо формализоваться с науками точными и естественными, но гуманитарные науки такая система сдачи экзаменов существенно суживает и обедняет.

– Вместо того, чтобы развивать у детей мышление, развиваются навыки на подчеркивание правильного варианта. Русская литература и история страдают от этого особенно сильно. Самой большой потерей было то, что из школы ушло написание сочинения. Несколько поколений наших детей были лишены возможности и необходимости письменно излагать свои мысли, что очень важно уметь. Сочинение должно вернуться в школу, высшие лица страны удалось убедить в необходимости этого шага, что имеет большое значение. Именно через литературу дети во многом воспринимают христианские ценности, даже сегодня, когда Евангелие и религиозные книги доступны, не в пример советским временам. Одно не мешает другому, потому что русская литература остается союзницей Церкви в воспитании и окормлении души.



 

ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Фонд Святого Василия Великого
Вы 66 / 66 / 14 посетитель