22 января 1440 года родился Великий Князь Иоанн III

О Великом Князе Иоанне III и Царском титуле

В правление Иоанна III пределы Московского государства расширились, превратив Русь в великую державу. А после падения Царьграда и женитьбы Иоанна на Софье Палеолог именно к нему, как к верховному защитнику православной веры, переходило звание Императора. Правда, официально царский титул принял его внук, Иоанн IV, Грозный. Но уже Иоанна III нередко величали то Императором, то Царем. Сам же Иоанн, называя себя Великим Князем, придавал особое значение выражению «всея Руси» и даже ставил непременным условием мира с Литвой включение этих слов в перемирную грамоту.

Историк А. Нечволодов отмечает (1912 г.): «Это требование Иоанна было основано на том, что царский титул русского Государя заключает в себе сокращенно всю историю Русской земли и задачи ее верховных властителей, смысл деятельности которых может быть кратко выражен словами: „умиротворение или собирание земель и народов", продолжающееся и не оконченное и поныне, так как нет еще до сих пор ни полного собирания, ни полного умиротворения.

Самодержец, Царь, обладатель, повелитель - все эти наименования, заключающиеся в титуле, сливаются и завершаются в одном слове: „Миротворец". На основании этого титул царский и прочитывается, по древнему обычаю, в храме собирания Русской земли в Успенском соборе в Москве накануне праздника Рождества Христова, пришедшего водворить мир на земле. И это ежегодное чтение царского титула напоминает всем, что русский Государь, расширяя и увеличивая свой титул, является исполнителем Его святой воли, чтобы на земле был мир.

Так, несомненно, смотрел Иоанн III на свою задачу, которую Божиим Промыслом он призван был исполнить, и, несомненно, точно так же смотрел на него русский народ, как на Божиею милостию данного ему Государя...».

Так смотрели на свою земную миссию и последующие Государи Российские, за что и оставались в памяти потомков с прозваниями: «Благословенный», «Освободитель», «Мире творец».

В начале XX в. полный титул Императорского Величества, отражающий многовековую историю русского народа по собиранию земель под царским скипетром, был поименован в статье 59 Свода Законов Российской Империи следующим образом:

 «Божиею поспешествующею милостью, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода и низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая» (Свод Законов Российской империи. 1906. Т. 1. Ч. 1.).


 

ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Фонд Святого Василия Великого
Вы 1931 / 70 / 5 посетитель